понедельник, 9 сентября 2013 г.

Рустам Курбатов. Лицей "Ковчег - XXI". Глупая мечта учителя



Есть у меня мечта, глупая мечта учителя: писать в журнале то, что делаешь на уроке. Так я понимаю школьную свободу.
Опытные учителя ухмыльнутся. «И так, - скажут, - всегда делали, что хотели, журнал – для проверяющего, а на уроке кто проверит?» Но хочется все-таки по правде.
Задался я вопросом: а дает ли новый Закон об образовании, который вступил в силу неделю назад, хоть немножко свободы и возможности работать «по правде»?
Пошел я искать правду.
Попал случайно на совещание в Министерстве образования и послушал разработчиков закона: Школа сама утверждает учебный план, составляет программы; индивидуальный подход, право выбора… Что-то опять встрепенулось во мне, будто повеяло вдруг весною. Подумал: неужели… Исторический шанс - нельзя упустить.
Попытался разобраться в документе. Так вот: вместо прежней фразы: «школа работает по программам, составленным на основе…» - другая формулировка. «По программам, составленным с учетом примерных программ, утвержденных министерством».

Вместо «на основе» - «с учетом». Разработчики пояснили: «Эта формулировка – результат нашей двухлетней борьбы. Теперь каждая школа может писать свою программу, инспектор бессилен, и только покуратура может разобраться, написана программа с учетом или без учета». Я не боюсь прокуратуры, но все же…
Закон об образовании определяет, что вся внутренняя жизнь школы регламентируется документом, который называется «Образовательная программа школы». Это своего рода Конституция школы. Мы пишем правильную, хорошую Конституцию и живем по ней, и сами составляем программы, выбираем учебники… Свобода.
И вот, мы начали писать эту «Образовательную программу» - документ страниц на сто - сто пятьдесят: о метапредметных компетенциях, личностно-деятельностном подходе, ожидаемых результатах реализации… Наш завуч начальной школы, по которой модернизация прошлась в первую очередь, стала забывать имена детей, а однажды оставила тетради для контрольных работ в ячейке супермакета. На составление этого документа у нее ушло без малого год.
Представляется, что только узкая группа избранных, изучивших методологический язык современных управленцев, в состоянии написать такую программу. А ведь какая хорошая была идея: каждая школа пишет свою конституцию и живет по ней.
Подведем итоги: по новому Закону мы свободны разрабатывать и утверждать программы курсов. Если мы овладеем языком управленцев и напишем на нем основной закон школы. И, второе «если» - если инспектор, а в последующем – прокурор, не найдет, противоречий между в системе внутреннего школьного законодательства. Прокурор не так страшен – а вот инспектор… Он обязательно что-нибудь найдет.
Мы, в нашей школе, не решили еще для себя: писать или нет эту «конституцию». Но, уверен, подавляющее большинство школ никаких основных законов для себя разрабатывать не будет, а пойдет по верному и проторенному пути: все распечатают и отксерят.
Не знаю, как дела обстоят в других странах, знаком только с французским опытом. У французов школа тоже пишет свою «конституцию» перед началом года – называется этот документ «Проект школы», небольшой, страницы на две-три и очень просто написанный.
«Закон об образовании», который вступает в силу 1 сентября 2013 года, дает школам невиданные доселе права и свободы. Не превратился бы он в ту самую Конституцию, по которой наша жизнь стала легче и веселее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...